Сайт о Хомякове Алексее Степановиче,
одном из наиболее видных вождей славянофильства
Главная » Файлы » Книги о Хомякове Алексее Степановиче

В категории материалов: 4
Показано материалов: 1-4

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам

Владимиров Л. Е. Алексей Степанович ХомяковВладимиров Л. Е. Алексей Степанович Хомяков и его этико-социальное учение (К столетнему юбилею рождения Хомякова: 1 мая 1804 - 1 мая 1904.) - Поставщ. двора Его Величества Т-во Скоропеч. А. А. Левенсон, Москва, Тверская, Мамоновский пер., соб. д., 1904

Предисловие

Алексей Степанович Хомяков родился 1 мая 1804 г.; умер 23 сентября 1860 г. 1 мая 1904 г. истечет столетие со дня его рождения.

Настоящая книга представляет собою последовательный анализ разбросанных в сочинениях Хомякова идей, имеющий конечною целью попытку построить связаное и, насколько возможно, полное этико-социальное учение этого писателя.

Помимо этой основной задачи, труд наш имеет также в виду напомнить о человеке, оказавшем важные услуги русскому самосознанию и, при жизни, получившем за них в награду: от современного общества - знаки полного равнодушия, от администрации - обидное для искателя истины оподозрение в каком-то злободневном "вольнодумстве", а от журналистики - клички: религиозного фанатика, узкого националиста и, наконец, даже иересиарха.

Между тем, услуги Хомякова России, по внутреннему своему значению, и несомненны, и значительны.

В самом деле, какую большую услугу можно оказать народу, как неустанно, против течения заблудившейся общественной мысли, разъяснять ему, что он сбился со своей прямой и кратчайшей дороги и, следовательно, идет совсем не туда, куда ему следует идти? Как не питать признательности к писателю, оздоровившему узкую этику односторонней публицистики следующим воззрением, которым сам неизменно руководствовался в течение всей своей ученой деятельности: "Видеть всю отвратительность злоупотреблений принципа и все-таки признать принцип: это точно нравственный подвиг" (Полное собрание сочинений А. С. Хомякова, Москва, 1900, т. VIII, стр. 254).

Человечество, в конце концов, управляется все-таки не штыками и пушками, а идеями и чувствами, или, лучше сказать, чем-то смешанным - идеями-чувствами.

Творческие идеи, как бы по наитию, постигаются одаренными, вдохновенными личностями, быстро пробегающими, подобно тенями, по всемирно-исторической арене и один другому, по очереди, передающими факел, которым они освещают народам дорогу.

Этим великим, благодеятельным теням, чрезвычайным посланцам истории, или судьбы, обязаны мы если не карлайлевским "героепоклонничеством", то уже во всяком случае внимательным проникновением в их учения, как для овладения этим умстенным богатством, так и для дальнейшего его умножения, а также приспособления к изменяющимся условиям вечно движущейся вперед и осложняющейся жизни народа.

Москва, 1904 г., февраль.

Книги о Хомякове Алексее Степановиче | Просмотров: 219 | Загрузок: 3 | Добавил: shels-1 | Дата: 09.11.2016 | Комментарии (0)

Антонович М. А. Суемудрие ДняАнтонович М. А. СУЕМУДРИЕ "ДНЯ" - Текст статьи воспроизведен по изданию: Антонович М. А. Избранные статьи. Философия. Критика. Полемика. - Л., 1938

Люди, желающие иметь обо всех окружающих их предметах точное и определенное понятие, желают иметь такое понятие и о славянофильском "Дне", и потому справшивают: "Что такое "День"? Есть ли это газета с основательными или, по крайней мере, с определенными систематическими убеждениями, или просто склад неясных и неопределенных представлений, неосмысленных патриотических выходок и восточно-русского самохвальства, разведения водою посмертного наследства Киреевских, Хомякова и К. Аксакова?" Такие вопросы кажутся странными людям, составившим себе ясные и твердые понятия о "Дне", и тем более странными, что они предлагаются уже после того, как г. Чернышевский несколько лет тому назад доказал в "Совеременнике", что "День" служил лучшим и неподдельным выражением "народной бестолковости". Но эти вопросы и недоумения, выражаются в них, при своей странности понятны и извинительны...

Книги о Хомякове Алексее Степановиче | Просмотров: 169 | Загрузок: 2 | Добавил: shels-1 | Дата: 11.11.2013 | Комментарии (0)

Бердяев Н. А. Алексей Степанович ХомяковБердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. - 1911

Предисловие

Моя монография об Алексее Степановиче Хомякове не есть историческое исследование и не претендует на исчерпывающую полноту. Эта работа - не столько историческая, сколько философско-систематическая, психологическая и критическая. Я хочу дать цельный образ Хомякова, центральное и главное в его миросознании и мироощущении. Вместе с тем я преследую цели критической оценки славянофильства Хомякова. Наряду с темой Хомяков меня интересует другая тема - Хомяков и мы. Так как, по моему мнению, Хомяков является центральной фигурой в славянофильстве, то тема Хомяков есть вместе с тем тема о славянофильстве вообще, а тема Хомяков и мы есть тема о судьбе славянофильства. Давно уже пора приступить к серьезному исследованию славянофильства и оценке его значения в истории нашего самосознания. Безрелигиозное и денационализированное сознание не в силах было того сделать - славянофильство и оценить его. Я верю, что оно начинается...

Книги о Хомякове Алексее Степановиче | Просмотров: 162 | Загрузок: 3 | Добавил: shels-1 | Дата: 11.11.2012 | Комментарии (0)

Лясковский В. Алексей Степанович ХомяковЛясковский Валерий Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения - Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1907

Предисловие

Оценка исторического деятелья тем легче для современников и потомства, чем резче очерчен круг его деятельности и чем доступнее область ее пониманию большинства. Законодатель и полководец будут поняты раньше, чем художник и мыслитель; потому что труд последних, хотя быть может более глубокий и плодотворный, не отражается так непосредственно на внешней жизни народа, не затрагивает тотчас ее ежедневного течения. Чем выше и духовнее работа, чем шире захват ее, чем меньше дает она готовых выводов для немедленного применения, тем чаще работник остается незамеченным и неоцененным. Труд мысли и духа, борьба учения и слова не поддаются тому легкому, поверхностному восприятию, которое тотчас доступно всякому. Часто человек успевает сойти в могулу прежде, чем поймут его; а нередко и над могилою его нескоро наступает правдивая ибеспристрастная оценка. И как тому, кто стоит вплоть возле высокой башни, видны лишь камни ее основания, и ему нужно отойти в даль, чтобы разглядеть ее истинные размеры и красоту: так и в области духа мы часто не разумеем значения исторического лица, потому что стоим к нему еще слишком близко. Нужно нам удалиться от него ходом времени, нужно ему отойти для нас в историческую даль, чтобы нам стало возможно верное его понимание.

Таков был человек, изображению жизни и трудов которого посвящено нижеследующее. И не потому говорим мы это, приступая к рассказу о нем, что таким голосовным суждением думаем наперед возвысить его во мнении читателя: подобный прием уместен разве в надгробном слове, а не в историческом жизнеописании; да к человеку этому и не идут такие искусственные приемы возвеличения. Цель наша иная: мы желали бы по возможности выяснить повод к появлению нашего турда, его происхождение и задачу...

Книги о Хомякове Алексее Степановиче | Просмотров: 183 | Загрузок: 6 | Добавил: shels-1 | Дата: 11.11.2011 | Комментарии (0)